Грипп – одно из самых противоречивых заболеваний. Оптимисты относятся к нему как к банальной простуде, ведь по сути это и есть разновидность острой респираторно-вирусной инфекции (ОРВИ). Более прагматичные члены общества с большим опасением относятся к этому коварному заболеванию, возникающему так внезапно и часто приводящее к тяжелым осложнениям. Интерес грипп вызывает еще и потому, что, не смотря на огромное количество проводимых исследований, лекарство от вируса до сих пор не найдено. Как и в средневековье, когда основой лечения были отвары мяты, мелисы и подорожника, в наше прогрессивное время основным способом борьбы с гриппом является прием отваров и обильное питье. НА помощь пришли спасительные профилактические вакцины.

Вирус гриппа: кто такой?

Что же такое вирус гриппа? Микроорганизм? Пожалуй нет. Организмом его назвать трудно. Это существо, находящееся на грани «живое- мертвое». По сути, вирус представляет собой цепочку с генетической информацией (РНК или ДНК), упакованную в плотную капсулу. Размножаться, расти, как-то изменяться в окружающей среде он не может. С помощью специальных белков на поверхности капсулы (капсида) вирус гриппа может «прилипнуть» к клеткам слизистой оболочки органов дыхания, а затем, внедрившись внутрь клетки, микроорганизм «оживает» - встраивается в ДНК и начинает активно размножаться. И вот с этого времени миллионы вирусов во время кашля, разговора, чихания, попадает в дыхательное горло здоровых лиц. И уберечься от этого крайне тяжело. В одном из экспериментов было доказано, что в обычном вагоне метро вирус, попавший в окружающую среду во время чихания, способен продвигаться со скоростью до 128 км/час.

Немного истории заболевания

По поводу первого упоминания о болезни разногласий нет. Датируется это событие 412 годом до н.э. Именно тогда Гиппократом и был описан случай заболевания, которое отличалось высокой степенью заразности и проявлялось лихорадкой, болью в мышцах и костях, общими катаральными явлениями (кашель, насморк, першение в горле).

Следующие упоминания о крупных вспышках гриппа относятся к Средним векам. Начиная с  XII  столетия, описано более 100 эпидемий, которые в народе называли «итальянской лихорадкой». Но настоящим бедствием стали случаи заболевания массового характера – так называемые пандемии, проходившие с 1580 года до конца VIII века примерно раз в 20-30 лет. На этот момент еще не было информации о возбудителе болезни, а выдвинутые на этот счет теории отличались большим разнообразием, и конечно же, действии небесной кары за человеческий грех.

«Испанка»- крупнейшая эпидемия XX века.

Одной из самых страшных пандемий является произошедшая в конце первой мировой войны «испанка». В течение 18 месяцев (1918-1919) было заражено более 20% планеты, из которых (по разным источникам) погибло от 20 до 100 миллионов человек (от 2,5% до 5% населения земного шара). Некоторые источники сообщают, что «Испанкой» называется потому, что очагом инфекции была Испания, но это не так. Родиной «испанского» гриппа считают Китай. Причем же тогда здесь Испания? Все довольно банально. Эта страна не участвовала в военных действиях, поэтому строгая цензура на испанские печатные издания не распространялась. Именно в газетах этой страны появились первые упоминания о массовом распространении заболевания, сообщались актуальные сведения о зараженных и погибших. И сложилось мнение, что очагом болезни была именно Испания. Особенность этой страшной эпидемии был молниеносный характер течения болезни. Множество самых противоречивых и разнообразных симптомов и поражение лиц преимущественно молодого возраста. Пандемия гриппа 1918 годов была глобальной, распространилась даже на арктические области и удаленные острова Тихого океана. В историю «Испанка» вошла, как одна из самых крупных, безжалостных, и масштабных по числу смертельных случаев эпидемии гриппа. Эта пандемия была описана как «величайший медицинский холокост в истории».

В разных развитиях вирус появился и в XX столетии. «Азиатский грипп»,  конца 19 века, начавшийся на Дальнем Востоке, быстро охватил весь мир, приводя к многочисленным смертям. Только в США эта пандемия унесла более 70 тысяч человек. Масштабными были вспышки «гонконгского» и «русского» гриппа 1968-1969 и 1977-1978 годы. Пандемия, начавшаяся в Гонконге, стала причиной гибели более 30 тысяч человек. В основном это люди пожилого возраста. «Русский грипп», напротив, поражал преимущественно молодых людей, поскольку вирус H1N1 уже был знаком более старшему поколению по вспышкам заболевания 1918 и 1947 годов. На тот момент микроорганизм, вызывающий заболевание, открыт еще не был.

Открытие вируса гриппа.

Предположение о возможной вирусной природе гриппа было выдвинуто еще в 1931 году американцем Р. Шоупом. И хотя многие ученые восприняли предположение о вирусной природе человеческого гриппа в штыки, активные исследования в этом направлении продолжались. Уже через 2 года произошло открытие Orthomixovirus influenza – микроорганизма, впоследствии получившего название вируса типа А.

В 1940-1947ученые исследователи Т. Френсис и Р. Тейлор выделили еще 2 вируса, отличающиеся от уже известного. Им присвоили типы В и С. На сегодняшний день свойства всех типов вируса хорошо изучены. Вирус типа А является самым опасным. Именно он вызывает большие вспышки заболевания и чаще всего мутирует, поскольку может существовать не только в человеческом организме. Грипп А поражает свиней, птиц, хорьков и даже лошадей. Вирусы В и С могут размножаться только в организме человека. Грипп А чаще приводит к большим эпидемиям и поражает преимущественно детей, грипп В и С, протекают более в легкой форме.

Почему мутирует вирус гриппа?

Ежегодно гриппом болеют тысячи людей, в организме которых после победы над вирусом остаются защитные белки-антитела. Но почему тогда через год возникает новая вспышка заболеваемости, причем от нее не застрахован и тот, кто перенес грипп в прошлом. Все дело в мутациях, происходящих с вирусом. Переходя из одного организма в другой, вирус копирует свою генетическую информацию. И в новой копии могут быть «ошибки», которые приводят к появлению какого-то нового белка на поверхности капсулы микроорганизма. И уже измененная клетка – новый микроорганизм, человек от него не защищен.

Грипп в XXI веке.

Штаммы птичьего гриппа H5N1вызвал обеспокоенность медиков всего мира, однако он не стал формой гриппа, легко распространяющейся между людьми. Тем не менее, в 2003-2008гг. от него погибло около 360человек.

Свиной грипп в апреле 2009 года штамм нового вируса эволюционировал путем комбинации генов человека, свиней и птичьего гриппа. Этот вирус получил название «свиной грипп», а также известен как грипп А/H1N1? Впервые появившийся в Мексике, Соединенных Штатах и ряде других стран. Всемирная организация здравоохранения официально объявила вспышку пандемии 11 июня 2009 года. В 2009-2011 годах от него погибло около 1900 человек.

Как защитить себя от гриппа?

Согласно позиции Всемирной организации здравоохранения, наиболее эффективным средством против гриппа является вакцинация, ведь именно вакцина обеспечивает защиту от тех видов вируса гриппа, которые являются наиболее актуальными в данном эпидемиологическом сезоне и входят в ее состав.

Введение в организм вакцины не может вызвать заболевание, но путем выработки защитных антител стимулирует иммунную систему для борьбы с инфекцией. Эффективность вакцины от гриппа несравнимо выше всех неспецифических медицинских препаратов, которые можно принимать в течение зимних месяцев, например, иммуномодуляторов, витаминов, гомеопатических средств, средств «народной медицины» и так далее.

Вакцинация рекомендуется всем группам населения. Но особенно показана детям начиная с 6 месяцев, людям, страдающим хроническими заболеваниями, беременным женщинам, а также лицам из групп профессионального риска - медицинским работникам, учителям, студентам. Работникам сферы обслуживания и транспорта.

Вакцинация должна проводиться за 2-3 недели до начала роста заболеваемости, делать прививку можно только в медицинском учреждении специально обученным медицинским персоналом, при этом перед вакцинацией обязателен осмотр врача.

Противопоказаний к вакцинации не много. Прививку нельзя делать при острых лихорадочных состояниях, в период обострения хронических заболеваний, при повышенной чувствительности организма к яичному белку (если он входит в состав вакцины).

Правила профилактики гриппа.

Сделайте прививку до начала эпидемиологического сезона.

Сократите время пребывания в местах массовых скоплений людей и общественном транспорте

Пользуйтесь маской в местах скопления людей

Избегайте тесного контакта с людьми, которые имеют признаки заболевания, (чихают, кашляют)

Регулярно мойте руки с мылом, особенно после улицы и общественного транспорта

Промывайте полость носа, особенно после улицы и общественного транспорта

Регулярно проветривайте помещение, в котором находитесь

Увлажняйте воздух в помещении, в котором находитесь

Ешьте как можно больше продуктов, содержащих витамин С (брусника, лимон, клюква и др.)

Ешьте как можно больше блюд с добавлением чеснока и лука

Ведите здоровый образ жизни, высыпайтесь, сбалансированно питайтесь, и занимайтесь физкультурой.

Please reload